Deliveroo

Deliveroo: робота з “чорного ящика”

Перевод, оригинал статьи на novaramedia.com. О ситуации сообщалось также в Guardian и прочих изданиях.

Справка о компании Deliveroo.

В четверг, 11 августа 2016, сотни водителей Deliveroo собрались возле штаб-квартиры компании в Лондоне, протестуя против новой системы оплаты за их работу.

Ранее Deliveroo прислало некоторым водителям текст с анонсом, что они теперь будут получать £3,75 за каждую доставку, вместо прежних £1 за доставку сверх £7 за час. Это означает значительный сдвиг в риске: если нет заказов в приложении – водители не получают ничего и на практике оплата уменьшается. Планы по изменению оплаты были представлены в тот же месяц, в котором компания получила дополнительно £212m от инвесторов, а также конкуренцию от нового соперника UberEATS.

Работа из “черного ящика”.

У компании есть ещё много общего с Uber. Deliveroo – компания по доставке еды, которая никакой еды не делает, как Uber – такси-сервис без автомобилей, а Airbnb предлагает размещение не имея ни одной кровати. Рост этих платформ включает вывод в тень рабочей силы, которая необходима для ведения бизнеса. Платформа (и часто приложение ассоциируемое с ней) действует как «чёрный ящик». В то время как вход и выход могут быть видимы, его внутренние механизмы остаются в тайне. Есть мнение, что рост работы из “черного ящика” является методом снижения заработной платы (например гипер-эксплуатация на платформе Amazon Mechanical Turk), а также повышает стоимость и привлекательность компании для потенциальных клиентов.

Deliveroo

В случае с Deliveroo это означает, что работники ложно категорируются как самозанятые в контрактах, несмотря на обязанность носить брендированную одежду, быть готовым к работе в определённое время и отсутствие возможности брать других клиентов. Deliveroo опирается на парк водителей, но через контракный фокус компания может выглядеть более облегченно и гибко. Попытка перевести водителей на исключительно сдельную форму оплаты является еще одной попыткой сместить баланс сил между трудом и капиталом.

Стать видимым.

В отличие от Uber, структура Deliveroo предполагает, что работники вступают в контакт друг с другом. Водители Uber могут работать никогда не встречаясь. Также нет офиса где они могли бы встретиться между сменами. Для Deliveroo, город разделен на зоны с установленными пунктами встречи близкими к популярным ресторанам с целью сокращения времени доставки. Во время затишья водители ждут и общаются друг с другом, создавая возможность коллективной организации. Основные цели организации – лучшие условия и оплата труда.

Демонстрация возле штаб-квартиры была организована работниками в ответ на новый контракт, информация распространялась через мессенджеры и пункты встречи водителей. Начало было напряжённым – работники собрались с закрытыми лицами, опасаясь преследований. Скандировались требования повышения оплаты, все больше водителей прибывало на мопедах. Каждая новая партия прибывших встречалась приветствиями и гудками. Речи переводились на португальский, учитывая присутсвие большого количества работников из Бразилии. К тому времени, как руководство Deliveroo вышло с попыткой обратиться к собравшимся, рядами мопедов были заставлены обе стороны улицы и тротуар был заполнен зелёной-черной униформой.

С ростом толпы напряжённость слала падать. Когда менеджеры Deliveroo вышли из здания, стало очевидно, что положение воспринято серьёзно. Один менеджер, окружённый водителями, пытался контролировать ситуацию. Он был освистан, перед тем ка вернулся в офис. Небольшая группа менеджеров собралась у дверей, глядя на растущую толпу водителей со смесью презрения и страха. Здесь, в этот момент, было видно как из “черного ящика” поднимается на поверхность сопротивление. Водители, на труде которых платформа была построена и движима больше не были скрыты. Они были здесь, организованы и злы.

Организуя «неогранизуемое».

Демонстрация переросла в импровизированный митинг. Толпа к этому моменту была заведена, особенно после перепалок с руководством Deliveroo. Активист из Независимых Работников Великобритании (Independent Workers of Great Britain (IWGB)) небольшого, но воинственного профсоюза, организованнного курьерами Лондона, рассказал о их предыдущих кампаниях. Было сказано, что водители доставки eCouriers добились 28% повышения заработной платы, CitySprint – 17 %, также были улучшены условия и оплата труда на Mach1. Собрание приняло голосованием коллективное требование к менеджменту. Водители отклонили новую схему оплаты труда и приняли решение требовать уровень прожиточного минимума Лондона плюс затраты, что составило £11.40 за час плюс £1 за доставку. Активисты IWGB предложили продолжить переговоры от их имени, ограничив риск преследований, что наблюдалось в Deliveroo в прошлом.

Deliveroo

Пока переговоры проходили внутри здания, водители продолжали организовываться и делиться мнениями. Последний раунд привлечения инвестиций показал что Deliveroo, как многие компании, чувствительны к негативным историям в медиа. Стихийные забастовки и возможности создания союза, не очень привлекательны для потенциальных инвесторов.

Переговоры закончились заявлением Deliveroo о невозможности повышения оплаты труда. Водители встретили это с гневом и быстро проголосовали пройтись по ресторанам с которыми Deliveroo работает, вернувшись к штаб-квартире на следующий день. Кто-то крикнул в мегафон: «Это невозможно только пока мы не победим!». После этого сотни мопедов отправились в центр Лондона.