Развозной-грузовик

Тариф на доставку: деньги, вес или объём?

В практике ценообразования при предоставлении услуг хранения и доставки продукции в Украине существует два основных подхода:

  • доля в % от стоимости доставленной продукции;
  • тарифы на услуги по каждой операции, которые включают стоимость хранения 1 европоддона, стоимость доставки 1 кг и т.д.

Пример расчета стоимости услуг логистического оператора приведен в данном калькуляторе.

Следует обратить внимание, что в конце расчёта выведен процент стоимости услуг от суммы доставленной продукции в грн, но только после просчёта по физическим параметрам.

Итак, какие плюсы и минусы в каждом подходе:

Деньги.

Основное достоинство данного метода – простота расчёта. Но похоже, что оно и единственное. Так, потребитель услуг может легко спланировать свои затраты или проверить выставленный счёт основываясь только на значении отгрузки в грн. Но здесь есть и подводный камень: стоимость логистических услуг будет расти в прямой зависимости от роста цены на продукцию, т.е. поставщик услуг будет получать дополнительный доход , который не всегда будет связан с ростом его затрат. Так было, например, в 2015 году, когда стабильно росли цены на продукцию, в первую очередь импортную или содержащую импортные компоненты. Затраты логистических операторов в то же время снижались, на фоне снижения цен на ГСМ. На каком-то этапе для того, кто предоставляет услуги это хорошо, но в перспективе дает возможность конкурентам достаточно легко “перебить” ваше ценовое предолжение.

Поставщик логистических  услуг также может сравнить планируемый доход от предоставления услуг с планируемыми затратами. Например, потенциальный клиент планирует вывозить продукции на 1 000 000 грн в месяц и готов платить 10 %, что составляет  100 000 грн. Наши затраты по данному маршруту/маршрутам – 50 000 грн, что-то заложим на хранение и складскую обработку и вроде зарабатываем. В чём здесь недостаток? Основной недостаток в том, что без учёта габаритов и веса товара, мы не можем точно сказать, сколько необходимо будет места на складе, в автомобиле. Товар объёмный, но лёгкий, может занят столько места, что сделает его перевозку по данным тарифам невыгодной или вообще не поместится в нужном количестве в автомобиль. Когда услуги оказываются компании работающей с вами на одном рынке и вы хорошо ориентируетесь в объеме продукции, выраженном в грн, это может ещё сойти вам с рук. Хотя точные расчёты произвести не мешало бы в любом случае. Другой недостаток данного подхода: непредсказуемость стоимости отгруженной продукции. Редко когда производитель имеет только одну товарную линейку, могут быть варианты значительно отличающиеся по цене. И вы, спланировав свои доходы исходя из какого-то усреднённого значения, потом можете возить самое дешевое, теряя деньги.

Вес.

В данном случае считать придется больше. Что нам нужно:

  • тип перевозки и планируемый объём;
  • текущие/планируемые затраты на перевозку 1 кг продукции на данном маршруте/маршрутах;
  • весогабаритные характеристики планируемой к перевозке продукции.

Расчёт собственных затрат.

Постоянные затраты.

Как известно, транспортные затраты есть постоянные и переменные. Постоянные  – которые мы несем независимо от пробега автомобиля, переменные  – прямо связаны с пробегом. Наиболее подробно составляющие постоянных и переменных затрат приведены в Расчёте точки перехода на собственный транспорт.  В задаче расчёты проведены для автомобиля 20 тн осуществляющего основную доставку из точки в точку. Здесь мы рассмотрим пример для развозного автомобиля грузоподъёмностью 8 тн, осуществляющего местную точечную доставку по маршруту. В данном случае, особенно при работе в городских условиях, тарифы не привязаны к пробегу автомобиля, а скорее к выполняемой работе по времени. Поэтому правильнее распределить постоянные годовые затраты на автомобиль не на пробег, а на количество его выходов на маршрут за тот же период. Что, как правило, соответствует количеству рабочих дней в году. Например:

– постоянные затраты в год на автомобиль – 200 000 грн;

– количество нерабочих для авто дней в месяце – 4;

– количество выездов на маршрут за 1 рабочий день – 1;

– затраты на 1 маршрут = (200 000 / (365 –( 12*4))/1 = 630 грн в день.

Что касается амортизационных отчислений, то ошибочно полагать, что эксплуатация автомобиля сверх планового срока даёт вам возможность игнорировать данную статью затрат. Заманчиво, конечно, «ложить» конкурентов низкими тарифами, но что вы будете делать когда ваш автомобиль развалится и вы вынуждены будете вложить средства в новый? Объяснять клиентам, что «теперь тариф будет выше потому, что у вас другой автомобиль»? К тому же плановый срок эксплуатации предполагает остаточную стоимость авто, эксплуатируя автомобиль дальше вы эту стоимость продолжаете уменьшать и следовательно, должны амортизировать. Другими словами, каждый эксплуатируемый автомобиль должен “зарабатывать” деньги на свою замену. Иначе рано или поздно вы останетесь без парка.

Для упрощения задачи можем условно перенести затраты на ремонты, ТО и шины также в постоянные воспользовавшись значением планового пробега по маршруту, т.е все эти затраты учтены в сумме 200 000 грн.

Далее планируем затраты на ГСМ и переменную часть зарплаты водителя.

Переменные затраты.

Например:

Средний пробег по маршруту – 200 км;

Расход  ДТ – 23 л/100 км;

Стоимость ДТ – 21 грн/л;

Плановый расход на ГСМ = 200/100*23*21 = 966 грн.

Зарплата водителя – 0,05 грн за кг;*

Средняя загрузка автомобиля на маршруте – 80 % или 6 400 кг;**

Средняя зарплата водителя – 6 400 х 0,05 = 320 грн за маршрут.

Таким образом, общая плановая стоимость маршрута составит: 630 + 966 + 320 = 1916 грн***, а затраты на перевозку  1 кг с учётом планового коэффициента загрузки 80 %: 1916 / 6400 = 0,3 грн/кг.

* Приведена зарплата водителя, полностью рассчитываемая от доставленного веса без учёта количества точек доставки. Зарплата водителя может иметь только постоянную часть, постоянную и переменную, только переменную и т.д. Все зависит от схемы мотивации, принятой в конкретной компании. Это отдельная тема и её здесь подробно рассматривать не будем.

** Коэффициент загрузки автомобиля может быть указан текущий  (тогда мы получим свои текущие затраты на 1 кг) или планируемый, с учётом дополнительного объёма для которого мы рассчитываем планируемые затраты. Очевидно, что чем выше данный показатель, тем ниже наши затраты на единицу перевозимой продукции. Создавая новые маршруты, привлекая клиентов на существующие или планируя загрузку авто на завтра, мы делаем все, чтобы увеличить этот показатель.

*** Обратите внимание, что затраты на топливо составляют 966/1916 = 50 % от всех затрат на маршрут. Что означает: при изменении цены на топливо, мы должны соответствующим образом скорректировать наш тариф с коэффициентом 0,5. Как указано в данном калькуляторе и является распространённой практикой в отрасли.

ИТОГО.

Для удобства сведём все наши расчёты в калькулятор:

Загрузка авто

Объём.

На рисунке смоделирован развозной автомобиль общей грузоподъёмностью 8 000 кг, вмещающий 16 европоддонов в среднем по 500 кг, или 288 коробов с размерами 0,4х0,4х0,5м со средним весом в 28 кг. Теоретически мы можем заполнить практически весь объём кузова, с ручной загрузкой под потолок без поддонов, но при использоваии поддонов и наличии разных ограничений (допустимое количество рядов и т.д.) полезная площадь кузова уменьшается. В данном случае, при такой загрузке, если каждая из 288 упаковок в машине будет весить 28 кг, то мы получим свои деньги, как планировали. Если же коробки будут легче, то они займут место в машине, не «дав» вес. Например коробки весят по 14 кг и их суммарный вес, соответственно,  4032 кг. Таким образом наши затраты на перевозку 1 кг составят: 1916/(4032*0,8) = 0,60 грн/кг или в 2 раза больше.

Некоторые перевозчики сборных грузов  для удобства расчётов ввели понятие – «объёмный» вес, т.е вес посылки увеличивается в столько раз , во сколько отношение объёма к весу конкретной посылки больше отношения объёма к весу принятое за основу. Так, в нашем случае, объём 28 кг короба составляет 0,4*0,4*0,5 = 0,08 м3. Отношение 0,08/28 = 0,00286. Если мы перевозим в данном автомобиле короб объёмом 0,1 м3 и весом 10 кг, то отношение объёма к весу составит 0,01; 0,01/0,00286 = 3,5 или «объёмный вес» данного короба составит 35 кг. Именно на это значение веса умножаем на тариф для получения стоимости перевозки. Либо устанавливаем для данного типа товара отдельный тариф, с учетом объёма, занимаемого им в автомобиле.

Другими словами, для некоторых товаров автомобиль заполнится быстрее по объёму, чем по весу. И мы должны это учитывать и при планировании загрузки и при тарификации наших услуг.

Выводы.

Значения приведенные выше и сам подход ни в коем случае не является аксиомой. Если мы работаем исключительно с однотипным по весогабаритным характеристикам товаром, то наши расчёты и, в дальнейшем, тарифы могут быть привязаны к штуке, бутылке, ящику и т.д. и т.п. Но практика планирования своих затрат исходя из объёма перевозимой продукции выраженного в деньгах, в любом случае, представляется крайне неточной. Этот показатель необходим и многие потребители логистических услуг только так планируют свои затраты. Но для предприятий, осуществляющих доставку самостоятельно, а тем более оказывающих услуги доставки, этот показатель должен рассчитываться только после получения данных о затратах на 1 единицу веса/объёма/учёта.

Что дальше?

Доставка товару авто

Мы не использовали в расчётах плановый объём доставляемой продукции, эти данные нам нужны прежде всего для оценки наличия соответсвующих мощностей, в данном случае количества автомобилей определённой грузоподъёмности.

Аналогичным образом  мы можем просчитать тарифы на весь комплекс услуг: хранение и складскую обработку, перевозку со склада на склад и т.д.

Следует отметить, что выше мы рассчитали затраты, а не сами тарифы. Ценообразование зависит от многих факторов, таких как действия конкурентов, скидки на объём,  и пр.

Снижаем затраты на 1 кг

УвеличиваемУменьшаем
Грузоподъёмность автомобиляСтоимость автомобиля
Коэффициент загрузки автомобиляСтоимость ТО, ремонтов
Количество рабочих дней в годуПробег авто на маршруте
Количество выходов на маршрут в деньРасход топлива

Залишити відповідь

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.