Для определения точки перехода на собственный транспорт необходимо рассчитать отношение годовых постоянных затрат к разнице между рыночным тарифом на перевозку и переменными затратами. Полученное значение будет указывать на необходимое годовое количество транспортной работы в километрах, при которой покупка собственного автомобиля является оправданной.
Произведём расчёт точки окупаемости для двух автомобилей МАЗ и Скания, под которыми подразумеваем седельные тягачи, способные перемещать 20 тн. груза в полуприцепе. Исходные данные представлены в Таблице 1.
| Параметры | Ед. изм. | МАЗ | Скания |
|---|---|---|---|
| Стоимость приобретения | грн | 350000 | 1600000 |
| Годовой пробег (ресурс) | км | 95000 | 180000 |
| План эксплуатации | лет | 5 | 10 |
| Максимальный пробег за время эксплуатации | км | 475000 | 1800000 |
| Остаточная стоимость после плановой эксплуатации | грн | 100000 | 600000 |
| Показатель "замораживания" капитала (банковский процент) | % | 25 | 25 |
В Таблице 2 приведен расчёт переменных затрат:
| Параметры | Ед. изм. | МАЗ | Скания |
|---|---|---|---|
| Топливо | |||
| Базовая норма расхода топлива | л | 40 | 27 |
| Коэффициент зимние условия | 0.05 | 0.05 | |
| Коэффициент городские условия | 0.1 | 0.1 | |
| Коэффициент срок эксплуатации | 0.05 | 0.05 | |
| Стоимость 1 л | грн | 16 | 16 |
| Затраты на топливо 1 км | грн | 7.68 | 5.18 |
| Шины | |||
| Количество шин | шт | 12 | 12 |
| Стоимость 1 шины | грн | 2500 | 4000 |
| Ресурс пробега шин | км | 80000 | 120000 |
| Затраты на износ шин 1 км | грн | 0.375 | 0.4 |
| ТО и ремонты | |||
| Средняя стоимость планового ТО | грн | 4000 | 8000 |
| Межсервисный интервал | км | 10000 | 20000 |
| Затраты на ТО на 1 км пробега | грн | 0.4 | 0.4 |
| Стат. данные стоимости ремонтов на 100 тыс. Км | грн | 25000 | 50000 |
| Затраты на ремонты на 1 км пробега, км | грн | 0.25 | 0.5 |
| ИТОГО переменные затраты на 1 км пробега | грн | 8.70 | 6.48 |
В Таблице 3 приведен расчёт постоянных затрат:
| Параметры | Ед. изм. | МАЗ | Скания |
|---|---|---|---|
| Амортизация в год | грн | 56000 | 100000 |
| Средний % замораживания капитала в год | грн | 59500 | 287500 |
| Постоянная зарплата водителя в мес. | грн | 5000 | 5000 |
| Зарплата админ. персонала в мес. | грн | 10000 | 10000 |
| Медосмотр, мес | грн | 200 | 200 |
| Техосмотр, год | грн | 1500 | 1500 |
| Стоянка, мес | грн | 500 | 500 |
| Страхование | грн | 7600 | 14400 |
| Итого постоянные затраты в год | грн | 205000 | 483800 |
Полученные данные сведены в Таблице 4:
| Параметры | Ед.изм. | МАЗ | Скания |
|---|---|---|---|
| Рыночный тариф 1 км, грн. | грн | 12 | 12 |
| Переменные затраты | грн | 8.70 | 6.48 |
| Разница, грн | грн | 3.29 | 5.51 |
| Постоянные затраты в год | грн | 205000 | 483800 |
| Пробег в год | км | 62216 | 87709 |
Таким образом, точкой перехода на собственный транспорт для автомобиля МАЗ является обеспечение транспортной работой с пробегом 62200 км, для Скания – 87700 км.
Примечание: данные по стоимости различных составляющих затрат являются ориентировочными и могут не соответствовать текущим условиям.
С помощью калькулятора можно рассчитать оправданность покупки автомобиля для собственных условий.

Pingback: Варианты расчёта тарифа за доставку: процент от стоимости или тариф за вес? - БЛОКНОТ ЛОГІСТА